Газобаллонное оборудование 4 поколения

Газобаллонное оборудование 4 поколения обеспечивает распределенный последовательный впрыск газа с помощью отдельных газовых форсунок. В состав ГБО 4 поколения входят газозаправочный штуцер, газовый баллон, преобразователь газа, газовый фильтр, газовая распределительная магистраль с форсунками, газопроводы и электронная система управления.

ГБО 4 поколения

Газозаправочный штуцер располагается рядом с заливной горловиной топливного бака. В него встроен обратный клапан, обеспечивающий движение газа при заправке только в одном направлении. На штуцер навинчивается адаптер (переходник). В разных странах применяются три разновидности адаптера.

Сжиженный газ поступает в баллон, в котором храниться под давление 8-10 бар. По форме различают баллоны цилиндрической и тороидальной формы. На коммерческом транспорте используются, как правило, цилиндрические баллоны, так как они вмещают больше газа. Тороидальный баллон устанавливается на легковых автомобилях в нише запасного колеса в багажном отсеке.

В баллоне установлен блок клапанов (обиходное название – мультиклапан), который объединяет запорный клапан, клапан контроля максимального наполнения и предохранительный клапан. Запорный клапан служит для прерывания подачи газа при переключении на питание бензином, выключении двигателя, неисправности газовой системы, аварии автомобиля. По конструкции это электромагнитный клапан, входящий в состав электронной системы управления.

Клапан контроля максимального наполнения поплавкового типа обеспечивает наполнение газового баллона на 80% от максимальной емкости. При заполнении баллона происходит отсечка подачи газа. Предохранительный клапан предотвращает разрушение газового баллона при значительном повышении давления. При достижении опасного давления в баллоне он открывается и стравливает газ.

Кроме блока клапанов в баллоне устанавливается датчик запаса газа поплавкового типа. Он входит в состав электронной системы управления и через блок управления связан с указателем запаса газа на приборной панели.

Из баллона по трубопроводу сжиженный газ поступает в преобразователь, объединяющий испаритель и редуктор. В испарителе газ переводится из жидкого в газообразное состояние. В редукторе происходит снижение давления газа до 1 бар. Редуктор может иметь одну или две ступени. Для предотвращения избыточного охлаждения, вызванного понижением давления, корпус преобразователя включен в контур системы охлаждения двигателя. На преобразователе установлен запорный электромагнитный клапан, аналогичный по функциям запорному клапану газового баллона.

За преобразователем устанавливается газовый фильтр, который задерживает твердые частицы, и тем самым, защищает газовые форсунки от износа. Газовая распределительная магистраль (обиходное название — газовая рампа) размещается на впускном коллекторе. В нее встроены газовые форсунки (другое название — электромагнитные клапаны подачи газа).

Для измерения температуры и давления в магистраль встроен соответствующий датчик. Сигналы датчика используются для расчета времени впрыска газа, автоматического перехода с газа на бензин (при отсутствии газа в системе, падении давления, засорении фильтра).

Электронная система управления включает входные датчики, блок управления и исполнительные устройства. К входным датчикам относятся датчик запаса газа, датчик температуры и давления в газовой магистрали, переключатель режимов работы на приборной панели. Кроме указанных датчиков в работе системы питания сжиженным газом используются сигналы датчиков системы управления двигателем (числа оборотов коленчатого вала двигателя, температуры охлаждающей жидкости, давления во впускном коллекторе и др.)

Блок управления обеспечивает запуск двигателя на бензине, работу системы на газе в различных режимах движения (лямбда-регулирование), переключение между видами топлива. К исполнительным устройствам относятся запорные клапаны газового баллона и преобразователя, газовые форсунки, а также указатель запаса топлива.

Газобаллонное оборудование 4 поколения, которое устанавливается на двигатели с непосредственным впрыском топлива, имеет особенности. Для предотвращения обгорания бензиновых форсунок вместе с впрыском газа производится впрыск бензина в камеру сгорания (бензиновые форсунки всегда работают и поэтому не обгорают). В зависимости от производителя ГБО объем впрыскиваемого бензина составляет 10-20% от общих затрат топлива.

Поделиться с друзьями